Разработка элективного курса по теме Экологический мониторинг водных объектов

Исключительное строение и свойства, а также роль воды в жизни человека и всего живого на Земле обуславливает большое и постоянно возрастающее внимание к изучению гидросферы, режиму водных объектов, и, к сожалению, проблем и последствий деятельности в XX веке индустриальной цивилизации. Острота современной экологической ситуации с гидросферой привела к пониманию необходимости экологизации наук и производства, международного сотрудничества в этой сфере, а главное – формирование нового, уже экологического типа мышления, переосмысления проблемы взаимодействия природы и общества в структуре мировоззрения. Для достижения этого существует много путей; один из наиважнейших – посредством образования. Актуальность

этой работы видится в том, что в воспитании у школьников экологического мышления тесная связь преподавания с содержательной, целенаправленной, оригинальной внеклассной работой, приобщающей учащихся к экологическому восприятию окружающего мира. Одним из путей реализации целей школьного экологического образования являются элективные курсы. Они способствуют развитию познавательных интересов учащихся, помогают формировать личность с глубоким экологическим мировоззрением и психологической готовностью к про-экологической деятельности в отношении защиты гидросферы, помогают профессиональной ориентации в рамках модернизации современного образования. В соответствии с выявленной актуальностью выдвигаем цель -

исследование на основе теоретических разработок возможности создания такой программы проведения элективных занятий для изучения экологических аспектов водных объектов, чтобы ее претворение способствовало воспитанию личности с высоким уровнем экологической культуры, сознание и поведение, готовности к соответствующей, в том числе профессиональной деятельности, мотивы которой определяются мировоззрением, основывающемся на экологической картине мира сформированной в течение курса занятий. Для выполнения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

ü сделать обзор и критический разбор литературных данных по состоянию элективных курсов данного экологического содержания; с учетом результатов этого анализа разработать собственную программу проведения факультативных занятий по теме «Экологический мониторинг водных объектов»;

ü апробировать среди учащихся 10-х классов МОУ СОШ №14 некоторые формы организации элективных занятий;

ü оценить повышение уровня познавательной активности, сформированности экологического мировоззрения, а также профессиональной ориентации методами наблюдения, тестирования, анкетирования.

Объектом

в нашем исследовании стала реализация целей школьного экологического образования путем введения в практику обучения специализированных, обобщающих элективных курсов, отбора эффективных методов и форм их проведения, для раскрытия и решения вопросов экологии и защиты окружающей среды будущими специалистами.

Предметом

этого исследования, в свою очередь, оказался поиск особенностей организации элективных занятий «Экологический мониторинг водных объектов». Было предположено, что разработанная нами программа элективных занятий поможет заметно повысить уровень экологической культуры, уверенности в своих способностях и склонностях к профессиональной деятельности в области защиты гидросферы исходя из переосмысленного взгляда на мир – и эту гипотезу

мы попытались доказать

    Экологические заметки

    Технологии подготовки воды
    Качество воды, поступающей на производственные нужды, должно соответствовать техническим требованиям с учетом ее влияния на технологический процесс и выпускаемую продукцию. Важным ...

    Современное экологическое состояние города Семей
    Эколо́гия (от греч. οικος - дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος - понятие, учение, наука) - на ...

    Социально-экологическое взаимодействие
    В последние годы в современном обществе наблюдается рост внимания к тем проблемам, которые традиционно составляют предмет изучения экологической науки, и это вполне закономерное яв ...