Факультативные курсы в российской школе в начале XXI века и их перспективы
Важнейшее требование к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей. Практика обучения показывает, что большой интерес у учащихся вызывают глобальные, социально и личностно значимые проблемы, а прежде всего экологические[4;12]. При том, А.С. Макаренко отмечал, что создание профессиональной перспективы есть «ведущий метод педагогического стимулирования, который обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности путем выдвижения перед учащимися увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей»[5;32], тем не менее, несмотря на понимание важности топологических проблем «…только тысяча человек готова к действию, тогда как двадцать миллионов остаются пассивными» [6;18] и пока что работать в сфере охраны окружающей среды не очень престижно.
Меж тем, к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности[8], направленность же современной профильной школы подтверждает востребованность профессий и склада ума скорее утилитарного в то время как уровень экологического сознания каждого выпускника в дальнейшем окажется небезразличным для природы, даже если он не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим[9;19]. В России и мире, однако, трудно отыскать достаточно учебных заведений, где присутствовало бы профильное обучение экологии, не привязанное к дисциплинам школьного курса ввиду ее межпредметного характера, что не способствует, конечно же, ни удовлетворению потребностей страны в компетентных специалистах-экологах, ни углублению разработки и использования методов диагностики способностей и склонностей к экологической деятельности, ни формированию нового типа мышления.
Поэтому, пока профессиональная ориентация в области экологии, в частности – экологии гидросферы, выносится за пределы класса, перекладывается на факультативы (отчасти – на элективные курсы), хотя изначально первые имели иную направленность.
Сегодня, когда процесс развития школы запаздывает, отстает от быстроменяющихся требований обновляющегося общества, проходит слишком много времени от осознания необходимости в применениях до реализации новых педагогических идей на практике[9;5]. Однако, будучи более «свободными», «гибкими» по природе в сравнении с классно-урочной системой факультативные курсы скорее отвечали и отвечают запросам времени и это хорошо прослеживается в их истории.
Экологические заметки
Фенология Березняковского школьного заповедника
Мы все живём в окружении природы в той или иной степени
следим за её состоянием. Поздние заморозки, повреждающие цветущие растения, длительная
засушливая погода весной или зимние о ...
Экологическая культура общества
Экологическая культура –
это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего
положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу
прояснит ...
Естественное и искусственное загрязнение природных вод промышленностью и сельским хозяйством
Загрязнение поверхностных вод началось в центральной
России еще в XVI в., когда начали удобрять поля навозом. С тех пор в
центральных районах страны основным загрязнителем вод было ...