Анализ эффективности государственного экологического контроля в России
Главным недостатком указанных положений является то, что они имеют локальный характер действия: на территории субъекта Российской Федерации или даже муниципального образования. Вместе с тем федеральное законодательство, не устанавливая полномочий по осуществлению общественного экологического контроля, предусматривает иные возможности по участию граждан и общественных организаций в контроле за соблюдением экологического законодательства как природопользователями, так и органами государственной власти и местного самоуправления. В таком широком понимании общественного экологического контроля в его состав могут быть внесены следующие элементы:
1) обращение в правоохранительные органы и органы прокуратуры с заявлениями о проверке законности действий, решений органов государственной власти и органов местного самоуправлении, юридических и физических лиц, о привлечении виновных лиц к юридической ответственности;
2) проведение общественной экологической экспертизы;
3) обращение в суд с исками о признании незаконными действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц;
4) обращение в уполномоченные органы государственного экологического контроля с заявлениями о проведении внеплановых проверок на предприятиях;
5) проведение экологических референдумов, шествий, митингов, пикетов;
6) совершение иных действий, не противоречащих действующему законодательству[31].
Таким образом, на федеральном уровне непосредственный порядок общественного экологического контроля в настоящее время не установлен. Однако граждане и общественные организации могут осуществлять контроль за охраной окружающей среды посредством иных механизмов, предусмотренных Конституцией и действующим законодательством (обращения и жалобы, судебные иски, митинги, шествия и т.д.). Пробелы в процедуре правового регулирования общественного экологического контроля могут быть устранены с помощью правотворчества на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Отметим, что основным критерием оценки эффективности государственного экологического контроля следует считать, безусловно, состояние окружающей природной среды или отдельного природного ресурса в динамике.
В реальности, зачастую возникают так называемые функциональные пограничные зоны контроля регламентной и не регламентной природы. Данный феномен свидетельствует, что действующая регламентация контрольно-надзорной деятельности допускает возможность дублирования функций и элементы параллелизма. Это снижает эффективность, в частности государственного экологического контроля и, как следствие, негативно сказывается на достижении конечного результата - обеспечении экологической безопасности.
Экологические заметки
Система составов экологического преступления
Состояние природы России можно охарактеризовать как экологический
кризис, подобный тому, что наблюдался в США в 70-х годах. Тогда американцы
своевременно осознали опасность и адекв ...
Факторы среды. Стенобионты юга и севера Сахалина. Эврибионты Сахалина
Организмы – это реальные носители
жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей
среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты об ...
Система государственного экологического контроля и повышения его эффективности
Проблема охраны окружающей среды встала перед человечеством
сравнительно недавно.
Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением
природных ресурсов, огромн ...