Механизмы экономического регулирования вопросов реализации экологической политики (на примере муниципального образования г.Новый Уренгой)
Экономика природопользования тесно связана с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования[33]. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Развитию научных основ экономики природопользования способствует разработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные аспекты, производственные особенности, ресурсные потенциалы и т.д.
Экономическая оценка состояния загрязнения и определение основных плановых показателей сохранения высококачественной окружающей природной среды позволяют разработать комплексный план защиты, восстановления и улучшения окружающей среды. При его разработке следует исходить из предполагаемых минимально обоснованных расходов, которые должны быть увязаны с годовыми и стратегическими комплексными планируемыми на перспективу бюджетами на местном, районном и национальном уровнях. Чем выше национальный доход, тем больше суммы, которые можно выделить на проведение охраны окружающей природной среды.
В настоящее время еще недостаточно полно разработаны правовые и социально-экономические аспекты, устанавливающие принципы использования ресурсов окружающей природной среды. Поэтому сложилось бесхозяйственное отношение к кладовым природы, к эксплуатации машин, оборудования, зданий и сооружений. Для создания условий гармоничного развития общества и природы, предполагающего все более полное удовлетворение потребностей человека, возникли новые социально-экономические проблемы охраны окружающей среды, для решения которых ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья людей, поддержание комфорта их жизни стали определяющими. Тенденция изменения показателей эколого-экономической системы должна быть такова, чтобы создавались условия сохранения природы для настоящего и будущих поколений.
Из анализа ретроспективы развития природоохранных мероприятий и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что многомиллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов. Показатели эколого-экономической эффективности так и не улучшились.
Основной причиной ухудшения экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, который ставил бы экономику источников загрязнения в зависимости от эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального и другого стимулирования за рациональное ресурсопользование и проведение природоохранных мероприятий в условиях изменившихся форм собственности на средства производства и природные ресурсы.
Стратегия социально-экономического развития, если в ней приняты во внимание ресурсы использования, воспроизводства природной среды, должна учитывать рост сельскохозяйственной, промышленной, индивидуальной и иной продукции, увеличение количества производимой энергии, расширение транспорта и сферы обслуживания, повышение бытового комфорта, условий работы и т. п. Комплексное развитие природоохранной и ресурсосберегающей деятельности в муниципальных образованиях, территориально-производственных комплексах, на предприятиях должны быть ориентированы на повышение показателей эколого-экономической эффективности и удовлетворения социально-экономических потребностей человека. В нашей стране происходит формирование рыночных отношений, приватизация собственности, изменение форм и методов управления экономикой, что должно способствовать повышению эколого-экономической эффективности природопользования. Мировой опыт строительства природоохранных объектов свидетельствует о том, что проблемы охраны окружающей среды и ресурсосберегающей деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере могут быть успешно решены в развитии территориального планирования, в рамках промышленных и социальных инфраструктур, на уровне республик и страны в целом.
Экологическая политика муниципального образования г.Новый Уренгой основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В соответствии с принципами Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440, представляется возможным обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях обеспечения достойного вклада муниципального образования г.Новый Уренгой в стремление мирового сообщества удовлетворить потребности нынешнего и будущих поколений, достигая гармонии с природой и формируя сферу разума (ноосферу), научно обоснованную В. И. Вернадским.
Экологические заметки
Снижение загрязнения окружающей среды при работе пассажирского вагонного депо Ростов с разработкой сбора и утилизации опасных отходов
Каждому гражданину Российской Федерации Конституцией гарантировано право
на благоприятную окружающую среду [1], в том числе свободную от загрязнения
твердыми бытовыми отходами (ТБО ...
Транспортировка отходов I-IV класса опасности
Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все
большего количества отходов. Ежегодно в Чувашии образуется более 0,5 млн. т.
отходов. Отходы I-IV класса оп ...
Технологический процесс добычи марганцевой руды и влияние на окружающую среду (на прим. Ордженекидзовского ГОКа)
Актуальность работы высока. Она
заключается в том чтобы исследовать негативное воздействие оказываемое на
окружающую среду при добыче и обработке марганцевых руд.
Для того, чтоб ...