Фенология Березняковского школьного заповедника

Мы все живём в окружении природы в той или иной степени следим за её состоянием. Поздние заморозки, повреждающие цветущие растения, длительная засушливая погода весной или зимние оттепели, необычно ранний отлёт птиц и многие другие природные события реально затрагивают жизнь каждого из нас. Кто-то переживает за урожай на огороде, другой пытается предугадать по природным приметам место и удачное время для сбора тех или иных лесных даров, третий определяет оптимальные дни для рыбалки. Старожилы держат в памяти года с экстремальными событиями в природе из с высоты приобретённого опыта делают прогнозы погоды или видов на урожай.

Источник http://soccerinlife.com

Природа вокруг нас хранит множество тайн и служит неисчерпаемым источником для ежедневных наблюдений и маленьких открытий. В лесу и в поле, на берегу реки в зарослях кустарников вы каждый день найдёте что-то необъяснимое, неизвестное. Попробуйте наблюдать динамику природных явлений систематически и вы внесёте свой вклад в сокровищницу одной из самых интересных наук – фенологии.

Сеть фенологических наблюдений в России всегда была достаточно большой и давала бесценный материал для анализа климатических измерений, для прогноза изменений в состоянии природы и практического использования в сельском хозяйстве. По сути дела, местные учителя, врачи, мелкие чиновники, старшеклассники и представители других групп населения привлекались к наблюдениям в природе и становились не только её защитниками, но и участниками в процессах экологического воспитания.

Более 30 лет назад Московский центр Российского Географического Общества начал курировать сеть наблюдателей из 20 регионов европейской части России. В настоящее время фенологические наблюдения проводятся более чем 70 пунктах, причём географии сети расширяются.

В 1999 году по просьбе доктора биологических наук, главного редактора журнала «В мире животных» и серии «Энциклопедия природы России», член – корреспондента Российского Географического Общества А.А. Минина, наша экогруппа «Муравей» решила заниматься фенологическими наблюдениями.

В Республике Татарстан 147 природных объектов официально охраняются Государством. Кроме этих государственных объектов, есть у нас и такие свои «школьные» заповедники. Таковым является «Березнякский школьный заповедник». Начиная с 2000 года я веду фенологические наблюдения по определённой методике, разработанной специалистами-фенологами, на территории нашего школьного заповедника. Каждый год в конце декабря я высылаю заполненные бланки наблюдений в фенологическую комиссию РГО в Москву.

К настоящему времени я накопила уже значительный материал, научную информацию, которая даёт мне возможность сделать свои научные выводы. В настоящее время по общеизвестным причинам трудности испытывает как Русское Географическое Общество, так и система фенологических наблюдений. Сократилось число добровольных наблюдателей. Всё держится на энтузиазме и преданности любителей природы своему делу. Тем не менее, наблюдения продолжаются

Я поставила перед собой такую цель: изучить изменение климата на основе фенологических наблюдений;

и задачи:

- Вести фенологические наблюдения, обобщить свои данные и выступить с этими данными в страницах СМИ, на конференциях;

- Создать фенологический календарь, графики, диаграммы;

- Сопоставить свои результаты с народными приметами;

    Экологические заметки

    Роль государства в решении экологических проблем
    Опасно обострившийся к концу ХХ в. конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел к критическим пределам нагрузки на биосферу. В мире все чаще раздаются голос ...

    Разработка комплекса мер по оценке воздействия на окружающую среду
    Актуальность работы: Ушедшее столетие ознаменовалось резким обострением противоречий в сфере «общество - природа». С одной стороны удовлетворение растущих потребностей населения в ...

    Глобальное потепление климата и меры, предпринимаемые международным сообществом (Киотский протокол)
    Деятельность человека достигла уже такого уровня развития, при которой ее влияние на природную среду приобретает глобальный характер. Климатическая системы – атмосфера, гидросфера ...