Методические разработки

б) чистую продукцию биомассы;

в) валовую продукцию.

90. Из перечисленных рыб эврифагом не является .

а) ручьевая форель;

б) белый амур; +

в) гамбузия [38].

Обсуждение результатов

Апробацию разработанного элективного курса проводили в 10 классах средней школы №14. Совокупность выборки составила 32 человек.

Было проведено анкетирование и тестирование учащихся до, и после проведения элективных занятий. Анкеты и тесты содержали вопросы, как экологического характера, так и личностного.

Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.

Заключительная беседа, оценка собранных анкет, наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что у 58% учеников повышается познавательная активность и мотивация к предмету (диаграмма 1).

Таким образом, проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили как реальную эффективность использования в школе элективных занятий по разработанной программе для изучения экологических аспектов водных объектов, так и многие сложности практического воплощения, которые способствовали ее совершенствованию.

Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из предметов школьного курса и различных областей знания, не только способствовала формированию самоответственности, экологического мировоззрения и обратила интересы способных учащихся в плане выбора профессии в свою сферу, а главное сплотила членов групп в дружные команды.

Мы питаем надежду, что зёрна экологической культуры, гуманности любви и стремлению к Зелёной планете как к лучшему из миров, которые мы старались вложить в сознание при проведении факультативных занятий дадут свои всходы, когда выпускники этого года станут перед первым серьёзным выбором в жизни – выбором будущей профессии.

Выводы

1. В результате исследования выявлено, что создание эмоционального настроя у учащихся на элективных занятиях пробуждают не только интерес к экологическим проблемам, но и острое желание их разрешить и соответственно потребность в экологических знаниях определенной профессии.

2. Показано, что проведение элективов по новой программе изучение экологических аспектов темы «Гидросфера Земли» формируется у учащихся – экологичный и весьма оригинальный взгляд на мир, а кроме того более гуманные отношения к окружающим.

3. На основании данных в работе был сделан вывод, что создание эмоционального настроя способствует воспитанию у учащихся не только экологического сознания, нравственных качеств, самоответственности, но совершенствует образность, выразительность, грамотность речи.

4. Кроме того, несомненным условием успешного проведения элективных занятий экологического содержания является совершенствование и углубление экологических знаний и мировоззрения учителя.

5. Анализ работы, тестирование и наблюдение позволяют сделать вывод о перспективности применения разработанной программы элективных занятий и заключающихся в них идей в практическом обучении.

Приложение

Пояснительная записка

Содержание настоящего спецкурса составляет изучение пресноводных водоемов и их животного населения. Он включает физико-географическое и экологическое описание рек, озер, прудов и некоторых других водоемов, рассматривает жизненные формы гидробионтов, основы жизнедеятельности водных организмов, пути и способы решения проблемы их взаимоотношения со средой.

Перейти на страницу: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Экологические заметки

Экологическая этика историко-культурные истоки и формирование
Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и экологический кризис, бережное отношение к природе, уважение к естественной жизни, из лексикона узкого крута ...

Роль экотоксиканта никеля в экологии сегодня и его эволюционное влияние в далеком прошлом
Многие ученые (профессор-окулист З.Ф. Веселовская, иммунологи и др.) связывают тенденции роста частоты случаев некоторых неинфекционных заболеваний человека с глобальным ухудшением ...

Фенология Березняковского школьного заповедника
Мы все живём в окружении природы в той или иной степени следим за её состоянием. Поздние заморозки, повреждающие цветущие растения, длительная засушливая погода весной или зимние о ...