Методические разработки
б) чистую продукцию биомассы;
в) валовую продукцию.
90. Из перечисленных рыб эврифагом не является .
а) ручьевая форель;
б) белый амур; +
в) гамбузия [38].
Обсуждение результатов
Апробацию разработанного элективного курса проводили в 10 классах средней школы №14. Совокупность выборки составила 32 человек.
Было проведено анкетирование и тестирование учащихся до, и после проведения элективных занятий. Анкеты и тесты содержали вопросы, как экологического характера, так и личностного.
Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.
Заключительная беседа, оценка собранных анкет, наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что у 58% учеников повышается познавательная активность и мотивация к предмету (диаграмма 1).
Таким образом, проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили как реальную эффективность использования в школе элективных занятий по разработанной программе для изучения экологических аспектов водных объектов, так и многие сложности практического воплощения, которые способствовали ее совершенствованию.
Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из предметов школьного курса и различных областей знания, не только способствовала формированию самоответственности, экологического мировоззрения и обратила интересы способных учащихся в плане выбора профессии в свою сферу, а главное сплотила членов групп в дружные команды.
Мы питаем надежду, что зёрна экологической культуры, гуманности любви и стремлению к Зелёной планете как к лучшему из миров, которые мы старались вложить в сознание при проведении факультативных занятий дадут свои всходы, когда выпускники этого года станут перед первым серьёзным выбором в жизни – выбором будущей профессии.
Выводы
1. В результате исследования выявлено, что создание эмоционального настроя у учащихся на элективных занятиях пробуждают не только интерес к экологическим проблемам, но и острое желание их разрешить и соответственно потребность в экологических знаниях определенной профессии.
2. Показано, что проведение элективов по новой программе изучение экологических аспектов темы «Гидросфера Земли» формируется у учащихся – экологичный и весьма оригинальный взгляд на мир, а кроме того более гуманные отношения к окружающим.
3. На основании данных в работе был сделан вывод, что создание эмоционального настроя способствует воспитанию у учащихся не только экологического сознания, нравственных качеств, самоответственности, но совершенствует образность, выразительность, грамотность речи.
4. Кроме того, несомненным условием успешного проведения элективных занятий экологического содержания является совершенствование и углубление экологических знаний и мировоззрения учителя.
5. Анализ работы, тестирование и наблюдение позволяют сделать вывод о перспективности применения разработанной программы элективных занятий и заключающихся в них идей в практическом обучении.
Приложение
Пояснительная записка
Содержание настоящего спецкурса составляет изучение пресноводных водоемов и их животного населения. Он включает физико-географическое и экологическое описание рек, озер, прудов и некоторых других водоемов, рассматривает жизненные формы гидробионтов, основы жизнедеятельности водных организмов, пути и способы решения проблемы их взаимоотношения со средой.
Экологические заметки
Экологическая этика историко-культурные истоки и формирование
Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и экологический кризис, бережное отношение к природе, уважение к естественной жизни, из лексикона узкого крута ...
Роль экотоксиканта никеля в экологии сегодня и его эволюционное влияние в далеком прошлом
Многие ученые (профессор-окулист З.Ф.
Веселовская, иммунологи и др.) связывают тенденции роста частоты случаев
некоторых неинфекционных заболеваний человека с глобальным ухудшением ...
Фенология Березняковского школьного заповедника
Мы все живём в окружении природы в той или иной степени
следим за её состоянием. Поздние заморозки, повреждающие цветущие растения, длительная
засушливая погода весной или зимние о ...