Сектору экологических товаров и услуг в Украине - специальный государственный патронат
ВЫВОДЫ
Подытоживая, можно уверенно констатировать исключительную значимость сектора ЭТУ для проведения государственной экологической и инновационно-инвестиционной политики. С учетом этого отечественное экологическое предпринимательство, которое, кстати сказать, использует мощности малых частных или крупных государственных предприятий, не требуя дополнительных бюджетных ассигнований, нуждается в широкомасштабной организационной, экономической, институциональной поддержке со стороны государства.
Однако и поныне экологически сориентированной предпринимательской деятельности, сектору национального экологического рынка присущи стихийное формирование спроса на товары и услуги экологического предназначения, неурегулированность, отсутствие благоприятных организационных, экономических и правовых условий, к чему пытаются привлечь общее внимание отечественные специалисты еще с начала 2000-х годов. В настоящее время образование экономически активного и экологически целесообразного сектора ЭТУ национального рынка связано с усилением государственного регулирования этого процесса, специальным патронатом со стороны властных структур. В свою очередь, чтобы они осознали необходимость реально предоставить всестороннюю поддержку сектору ЭТУ как инвестиционно привлекательному, динамичному, прибыльному сегменту внутреннего рынка, способному обеспечивать повышение уровня занятости, объемов производства, инновационного уровня, и как высококонкурентному сегменту внешней торговли, очевидно, возникает потребность в том, чтобы трансформировать результаты научных наработок в соответствующие правительственные документы. В конце 2009 г. в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы были проведены слушания, на которых обсуждался проект Национальной концепции внедрения и развития более чистых производств и экологических технологий, инициированный еще в 2005 г. Институтом проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины под руководством академика Б. В. Буркинского и одобренный Президиумом НАН Украины. Отдавая должное исключительному значению внедрения такой концепции как первого шага на пути создания предпосылок устойчивого развития Украины, вместе с тем следует подчеркнуть, что внедрение более чистых производств и экологических технологий является только составной частью вопроса о государственном учете и функционировании сектора ЭТУ. Речь идет, таким образом, о неотложной разработке Национальной концепции развития сектора экологических товаров и услуг как основы соответствующей стратегии, которая включала бы и проблему чистых производств.
Кроме того, с учетом нынешних обстоятельств функционирования национального хозяйства, благодаря официальной поддержке сектора ЭТУ будет происходить подлинная, а не просто продекларированная переориентация пока еще затратно направленной экологической политики, чтобы активно предупреждать отрицательные экологические ситуации, обеспечивать реальный рост объемов производства и воплощение инновационно-инвестиционных начал. Иными словами, обосновывая проекты правительственной стратегии экономического развития, направленной на преодоление воздействия мирового финансово-экономического кризиса, важно иметь в виду, что одно из направлений активизации инновационного прогресса национального хозяйства заключается в формировании за относительно короткий промежуток времени государственного института экологического предпринимательства.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Исходя из изложенного предлагаем поэтапно осуществить комплекс регулятивных действий, направленных на расширение сектора экологических товаров и услуг в Украине. Первоочередные задачи сектора ЭТУ на начальном этапе (2010—2012 гг.), по нашему мнению, таковы:
1. Разработка Государственной программы развития сектора экологических товаров и услуг.
2. Включение экологической составляющей в программы развития отраслей экономики.
3. Налаживание государственной статистической базы учета экологических товаров и услуг.
4. Формирование специального нормативно-правового и институционального поля для обеспечения устойчивого развития сектора ЭТУ.
5. Разработка комплекса мер по стимулированию субъектов хозяйствования, занятых производством экологически безопасных видов продукции и предоставлением услуг в этой сфере.
6. Принятие обязательных государственных стандартов по экологическому качеству основных групп потребительских товаров.
Экологические заметки
Рекреационное использование заповедников и заказников России
Целью исследования данной работы является рекреационное использование
заповедников и заказников России. Проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных услови ...
Управление водоснабжением и водоотведением в городском коммунальном хозяйстве
Водохозяйственная система представляет собой географический
комплекс природных и искусственно созданных водных объектов и инженерных
сооружений, совместно функционирующих для удовл ...
Военное разрушение биосферы. Возможные экологические последствия ядерной войны
Угроза ядерной войны носит экологический
характер, и вызывает особую тревогу. К сожалению, вся история развития
человечества - это страшная история военных действий. Подсчитано, чт ...