Взаимодействие между органами и субъектами государственного экологического контроля

В федеральном законодательстве порядок проведения общественного экологического контроля установлен только применительно к общественному земельному контролю и к общественному контролю за охраной водных биологических ресурсов.

Приказом Роскомзема от 22 сентября 1994 г. N 66 определен порядок назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель. Принятым в его исполнение письмом Роскомзема от 26 января 1995 г. N 3-14/166 утверждена Памятка по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель.

Общественный контроль за использованием и охраной земель проводится на стадиях планирования и территориального зонирования использования земель, проектирования и согласования места размещения различных объектов, использования земельных участков юридическими и физическими лицами.

Внештатные общественные инспекторы по использованию и охране земель (общественные инспектора) назначаются и освобождаются в порядке, установленном Приказом Роскомзема от 22 сентября 1994 г. N 66. Общественные инспекторы осуществляют свою работу под руководством соответствующих уполномоченных органов по земельным ресурсам (районов, городов, субъектов РФ, Российской Федерации) и обеспечиваются ими законодательными актами, инструкциями, рекомендациями, разъяснениями и иными нормативно-методическими документами по организационному осуществлению госземконтроля.

Общественные инспекторы имеют право:

- беспрепятственно посещать и обследовать использование земельных участков независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

- составлять протоколы о выявленных нарушениях земельного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- направлять оформленные протоколы о нарушении земельного законодательства в комиссию по контролю за использованием и охраной земель соответствующего комитета по земельным ресурсам и землеустройству для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

- вносить на рассмотрение в орган Роснедвижимости предложения о приостановлении промышленного, гражданского и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельные территории, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение.

Общественные инспекторы обязаны:

- принимать меры, обеспечивающие эффективное целевое использование земельных участков землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земли;

- направлять в органы Роснедвижимости достоверную информацию о неиспользуемых и нерационально используемых земельных участках в целях обеспечения их рационального использования и создания фонда перераспределения земель;

- ежегодно отчитываться о проделанной работе перед коллективами, выдвинувшими их на работу общественными инспекторами, с предоставлением информации в соответствующие комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Общественные инспекторы несут персональную ответственность за объективность и качество представляемых материалов по результатам проверок, свои обязанности они выполняют на общественных началах. За активную работу они могут поощряться органами Роскомзема в установленном порядке.

Итак, специальный порядок осуществления общественного экологического контроля не установлен действующим федеральным законодательством, не определены права и обязанности общественных инспекторов, юридические последствия проверок. Таким образом, граждане и общественные организации не имеют права без разрешения предприятия-природопользователя приходить на территорию предприятия, проверять состояние механизмов и агрегатов, знакомиться с документацией, составлять какие-либо акты и давать предписания.

Возможно, законодатель не вполне доверяет общественным организациям и социально активным гражданам, не наделяя их полномочиями, аналогичными полномочиям государственных инспекторов. Правительство Российской Федерации также обладает полномочиями утвердить положение об общественном экологическом контроле, однако до сих пор такой документ не принят.

Данный пробел в федеральном законодательстве может быть устранен на уровне субъекта Российской Федерации (например, в региональном Законе "Об охране окружающей среды") или на муниципальном уровне. Так, например, Думой городского округа Сызрань Самарской области решением от 11 октября 2006 г. N 109 утверждено Положение о порядке осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) на территории городского округа Сызрань.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экологические заметки

Технология рекультивации загрязненных земель нефтяного комплекса Октябрьского района
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятны ...

Экологическая ситуация в Новокузнецке
Город Новокузнецк расположен на юге Кемеровской области на территории 29 тыс. га, является крупнейшим промышленным центром Южного Кузбасса. Город расположен на холмистой равнине, р ...

Современные концепции экологии
Термин «экология» стал применяться еще в XIX. Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялся тогда, когда речь ш ...