Органы государственного экологического контроля
Кроме того, следует обратить внимание на неразграничение в ЛК РФ функций контроля и надзора, что противоречит целям и задачам административной реформы. Так, в Концепции административной реформы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, отмечается, что контрольные полномочия (исследования, обследования, экспертиза, анализ первичной информации) соединены с надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).
Необходимо разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов, это позволит надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке. Для этого после принятия соответствующих нормативных правовых актов предстоит выделить из действующих надзорных органов лаборатории, исследовательские и испытательные центры, сократить численность государственных служащих.
Проблемы осуществления общественного экологического контроля не раз становились объектами специальных правовых исследований[30]. Однако актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку правовые вопросы, возникающие при его осуществлении, волнуют все заинтересованные стороны: общественность, природопользователей, органы государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Столь общее правовое регулирование не позволяет ответить на ряд вопросов, которые необходимы для реализации общественного экологического контроля на практике: какие права есть у общественных контролеров; как ограничен общественный экологический контроль; каковы объекты общественного экологического контроля; каковы юридические последствия проверки, проведенной общественным инспектором.
В федеральном законодательстве предусмотрен целый ряд видов общественного экологического контроля:
- общественный экологический контроль (Федеральный закон "Об охране окружающей среды");
- общественный земельный контроль (Земельный кодекс РФ);
- общественный контроль за соблюдением законодательства при осуществлении садоводства и огородничества (Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");
- общественный контроль за соблюдением санитарных правил (Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");
- общественный контроль в области обращения с отходами (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления");
- общественный контроль за охраной и использованием животного мира (Федеральный закон "О животном мире");
- общественный контроль за охраной животного мира (Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха");
- общественный контроль за радиационной безопасностью населения (Федеральный закон "О радиационной безопасности населения").
Экологические заметки
Система составов экологического преступления
Состояние природы России можно охарактеризовать как экологический
кризис, подобный тому, что наблюдался в США в 70-х годах. Тогда американцы
своевременно осознали опасность и адекв ...
Соблюдение принципов экологии в лакокрасочной промышленности
Лакокрасочные материалы составляют
довольно широкий круг материалов, используемых в практике. Это и эмали, и
растворители, и грунтовки. Самую большую опасность для окружающей среды ...
Технологии подготовки воды
Качество воды, поступающей на производственные нужды, должно
соответствовать техническим требованиям с учетом ее влияния на технологический
процесс и выпускаемую продукцию. Важным ...