Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

На Правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнения программ, координации деятельности всех органов в области ООС, образования, использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка за природопользование, обеспечения населения экологической информацией (примером такой информации являются первые в России государственные доклады (отчеты) о состоянии окружающей природной среды РФ в 1994, 1995, 1996 гг.).

По конституции РФ природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделять на семь комплексных групп.

1.Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

2.Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3.Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4.Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5.Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление иска в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителям.

6.Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7.Международное сотрудничество.

Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры. Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах, представляемых ими административно-территориальных образований (области, краев и т.д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

Однако, в рамках одного и того территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем представленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако, каждый раз оно распространяется на те природные ресурсы, которые находятся соответственно в ведении Федерации, субъектов Федерации и местных органов.

Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсов, выдается исполнительным органам Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их владении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, право на выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования. Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Так, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», всего пять вопросов относится к исключительной компетенции высшего представительного органа:

Перейти на страницу: 1 2 3

Экологические заметки

Человек и биосфера как объекты синергетической философии
Биосферой называется оболочка Земли, населенная и активно преобразуемая живыми существами. В.И. Вернадский определял биосферу, как оболочку, в которой существует или существовала в ...

Состояние воздушной среды и ее основные естественные и искусственные загрязнители
До самого последнего периода истории Земли живые системы планеты эволюционировали почти в полной гармонии с атмосферой, литосферой и гидросферой, не испытывая влияния человеческой ...

Экологическая характеристика поверхностных вод на территории Свердловской области на примере реки Чусовая
Отходы животноводства оказывают влияние на состояние водоисточников (поверхностных и подземных). Следовательно, необходимо провести экологический мониторинг в зонах влияния отходов ...