Правовое обеспечение экологического контроля

Экологический контроль – важное звено организационно-правового механизма ООС. В задачи экологического контроля входят наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Выполнение этих целей предполагает экологический мониторинг, государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль, каждый из которых имеет свои специфические функции и адекватные им средства реализации.

В Законе «Об охране окружающей среды» разработана специальная глава об экологическом контроле (гл. II). В ст. 64 этой главы закрепляются задачи экологического контроля. В ст. 65 предусматривается наличие контрольного органа государственной власти в области государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

В п.5 этой статьи запрещается совмещение функций государственного контроля в области ООС (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Статья 66 закрепляет права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. В частности государственные инспектора обязаны:

- предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области ООС;

- разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

- соблюдать требования законодательства.

Статья 67 раскрывает цели и содержание производственного экологического контроля:

- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды - рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

- соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных экологическим законодательством. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представить сведения об организации производственно-экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

С ст. 68 раскрываются цели и содержание муниципального и общественного контроля. Впервые дополнительно представлены полномочия в области экологического контроля муниципальным органом власти.

Общественный экологический контроль осуществляется общественным и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Статья 69 закрепляет обязанность государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Подобный учет необходим для государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия и иной деятельности на окружающую среду.

Таким образом, всестороннее использование и сочетание указанных видов экологического контроля призвано обеспечить эффективность охраны окружающей среды, выявление экологических правонарушителей, привлечение к различным формам ответственности за экологические правонарушения.

Экологические заметки

Биотехнология и переработка отходов производства
Современная биотехнология – это направление, призванное изыскивать пути промышленного применения биологических агентов и процессов. Это комплексная многопрофильная область, включаю ...

Состояние природной среды Смоленской области и ее охрана
Несмотря на спад производства и осуществление ряда мер как на федеральном, так и на региональном уровнях, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно-развитых рай ...

Земельные ресурсы и охрана земель от загрязнения
Почвенный покров - важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой основной источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% ...