Современная российская модель управления производственными отходами

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми отходами в Российской Федерации подразделяются на: федеральные законы, кодексы и постановления Правительства; санитарные нормы и правила; строительные нормы и правила; стандарты и технические условия; ведомственные нормы и правила.

Базовыми нормативно-правовыми актами для отрасли являются: Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" (определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами) [5], ФЗ №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года (лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов) [17], ФЗ №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением", "Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях" (особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожаров на свалках) [20], Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в статье 7 определяет полномочия органов местного самоуправления) [17].

Особо следует подчеркнуть, что ни один закон не обязывает муниципалитеты строить объекты по управлению отходами, закон требует "организовать процесс" [17]. Более того, согласно Федеральному закону №115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" не предусмотрены статьи расходов на строительство объектов по обезвреживанию, размещению или переработке отходов. Вопрос на самом деле весьма важен, т.к. он выявляет несостоятельность доводов о нехватке бюджетных средств на строительство полигонов или заводов, переоснащение спецавтопарка, ведь, зачастую, фактически незаконная эксплуатация той или иной свалки происходит "санкционировано" по причине "недостатка средств" [20]. Другой вопрос, что никто не обеспечил местные органы власти достаточным количеством методик по организации "управления твердыми отходами", хотя формально этим должен заниматься ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами"[9]. Однако фактически этот Центр превратился в хозрасчетную организацию по проектированию генеральных схем очистки, а методическую работу не проводит [25].

Упомянутыми нормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. В каждом конкретном случае применяются и другие специфические нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы. Очевидно, что на сегодня большинство проблем, возникающих у субъектов управления отходами, связаны с высокой сложностью применяемой нормативно-правовой базы в сфере управления отходами и внутренними противоречиями существующего законодательства.

В целом, для современной российской модели управления отходами характерно следующее:

– программно-целевой метод управления;

– превалирование государственных инвестиций над муниципальными и частными;

– ориентация на утилизацию и захоронение, а не переработку (в государственном и муниципальном секторе) и первичный сбор и частичную переработку (в частном секторе);

– доминанта в практике управления представления об отходах как факторе стабильного роста издержек, аксиоматическая идея неприбыльности отходов для государственного и муниципального сектора;

Перейти на страницу: 1 2 3

Экологические заметки

Система экологического менеджмента нефтегазодобывающего предприятия на примере ООО Лукойл - Западная Сибирь
Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью. Несмотря на отдельные успехи и достиже ...

Синергизм в плане загрязняющих веществ
Уже давно предполагали, что воздух, которым мы дышим, является одним из факторов внешней среды, которые в определенных условиях могут вызывать заболевания. Однако до сравнительно н ...

Управление охраной окружающей среды на муниципальном уровне
Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечени ...