Россия в Киотском протоколе

Доминирование Евросоюза в переговорном процессе по Киотскому протоколу позволило развивать его как инструмент технологического контроля и регулирования. В рамках механизма протокола формируется список «лучших имеющихся технологий», обеспечивающих снижения выбросов парниковых газов во всех отраслях и производствах. В основе их лежат прежде всего технологии стран ЕС, превратить которые в мировой стандарт помоет вступление в силу Киотского протокола.

Детальное знакомство с тактикой действий Евросоюза позволяет спрогнозировать следующий сценарий: «Киотские» технологические стандарты ЕС будут использованы для создания новых препятствий импорту энергоемкой продукции. Разумеется, эти препятствия будут созданы только в рамках ЕС; Киотский протокол необходим для придания им легитимности (в противном случае ЕС может попасть под удар как нарушитель правил ВТО).

Отсутствие каких-либо сведений о возможном отраслевом охвате такого рода барьеров, о предполагаемых процедурах и диапазоне санкций не позволяет точно оценить риски, задаваемые подобным сценарием российским экспортным отраслям промышленности. Но даже если учесть только металлургию. Возможный ущерб будет измеряться, миллиардами евро [4].

3 Некоторые выводы о России в Киотском протоколе

Разумный сценарий политики России в области Киотского протокола предполагает максимизацию выгод и устранение рисков. К мерам по максимизации выгод относятся все действия, направленные на:

- максимальное открытие рынка стран-инвесторов для квот внешнего происхождения, снятие любых ограничений на их импорт (даже с учетом их»связанности» проектными механизмами);

- увеличение доли России в планируемых странами-инвесторами закупках квот на увеличение закупках квот за рубежом в рамках соответствующих проектов.

К мерам по устранению рисков относятся все действия, направленные на снижение давления обязательств по Киотскому протоколу на Россию либо на отмену этих обязательств, в частности;

- исключение России из списка этих стран, несущих обязательства в рамках Протокола (согласно Приложению В к Протоколу и Приложения 1 к Рамочной конвенции ООН по изменению климата).

Засеет в выполнение Россией обязательств по Протоколу того сокращения выбросов, которое произошло в 1990-2008 гг., оцениваемого в 12-13 млрд т, сто позволит нашей стране значительную свободу маневра в будущем.

При разработке конкретных шагов следует учесть важнейшие внешние факторы, к которым относятся:

- позиция США, ведущих самостоятельные действия в области сокращения выбросов, но потенциально способных вернуться в Протокол при условии более реалистичных обязательств для США и более определенных условий активного участия развивающихся стран

- позиция Еврокомиссии (в частности, ее Директората по окружающей среде), характеризующаяся негибкостью, нежеланием считаться с интересами России, и в конечном счете провоцирующая долгосрочный конфликт между ЕС и Россией;

- позиция отдельных стран ЕС, не заинтересованных в подобном конфликте и готовых для сохранения отношений с Россией на некоторые уступки в переговорах относительно Киотского протокола.

В этой связи, разрабатывая тактику действий России на ближайший период следует:

А) предусмотреть серию двухсторонних консультаций с отдельными странами ЕС, Японией и Канадой по увеличению закупок квот в России в рамках проектных механизмов;

Б) начать консультации с США и Японией по возможным сценариям трансформации Киотского протокола, позволяющим учитывать возможности США и России, а также активное участие «третьего мира»; иные способы решения проблемы российских рисков (без привлечения союзников), на наш взгляд, не имеют серьезных шансов на успех;

В) провести консультации по этим же вопросам с европейскими странами «Большой Восьмерки», а также с Канадой, с дальнейшей возможной постановкой этой проблемы на намеченном саммите «большой Восьмерки»;

- использовать проработку вопроса в рамках «Большой Восьмерки» для ухода от открытого конфликта с ЕС, который вполне вероятен в ходе предстоящего в мае саммита «Россия - ЕС»;

- продолжать работу по формированию нормативной базы для проектов совместного осуществления в России, дающей возможность эффективно привлекать инвестиции для проектов энергоснабжения и повышения энергоэффективности на российских предприятиях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Экологические заметки

Естественное и искусственное загрязнение природных вод промышленностью и сельским хозяйством
Загрязнение поверхностных вод началось в центральной России еще в XVI в., когда начали удобрять поля навозом. С тех пор в центральных районах страны основным загрязнителем вод было ...

Снижение загрязнения окружающей среды при работе пассажирского вагонного депо Ростов с разработкой сбора и утилизации опасных отходов
Каждому гражданину Российской Федерации Конституцией гарантировано право на благоприятную окружающую среду [1], в том числе свободную от загрязнения твердыми бытовыми отходами (ТБО ...

Роль экотоксиканта никеля в экологии сегодня и его эволюционное влияние в далеком прошлом
Многие ученые (профессор-окулист З.Ф. Веселовская, иммунологи и др.) связывают тенденции роста частоты случаев некоторых неинфекционных заболеваний человека с глобальным ухудшением ...