Охрана вод

Охрана вод организуется в целях защиты здоровья населения, обеспечения благоприятных условий, благополучия водных объектов. Охране подлежат все водные объекты на территории РБ. Система мер, направленных на достижение целей охраны, включает:

> нормирование качества воды в водном объекте;

> регламентацию сброса нормируемых веществ, исходя из условий соблюдения норм качества воды, а в контрольном створе или не ухудшения её состава и свойств в случае, если эти нормы превышены;

> планирование, разработку и осуществление водоохранных мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных норм.

Природоохранная деятельность государства, как и любой вид деятельности, опирается на соответствующую нормативно-законодательную базу.

В РБ целенаправленная природоохранная деятельность стала проводиться с 60-х гг. прошлого столетия. В 1960 г. был создан Государственный комитет по охране природы, а в 1961 г. принят закон «Об охране природы в БССР». Вслед за первым природоохранным законом приняты и другие нормативные акты, регламентирующие вопросы охраны и использования водных ресурсов.

Исходя из функционального значения нормативно-законодательных актов, всю их совокупность можно объединить в пять групп. Первую составляют природоохранные законы, которые являются документами высшего ранга и определяют правовое регулирование природоохранной деятельности. К настоящему времени в Беларуси действует целый набор подобных законов: «Об охране окружающей среды» (1992), «О государственной экологической аэрации с помощью гидротехнических мелиорации, интенсификации сельскохозяйственного производства, включая применение минеральных удобрений и ядохимикатов, создание животноводческих комплексов, трансформации растительного покрова и т.п.

Антропогенные воздействия по гидрологическим последствиям, методам их учёта и оценки многообразия их видов можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Первая группа включает инженерные мероприятия в руслах рек, вторая – деятельность на поверхности водосборов. К первой группе относятся: создание водохранилищ, территориальное перераспределение стока из одного водосбора в другой, устройство водозаборов и т.п. Все изменения водных ресурсов, связанные с непосредственными заборами или сбросами воды, поддаются инженерному расчёту и легко могут быть учтены в практике водохозяйственного проектирования.

Вторую группу составляют такие виды деятельности, как интенсификация богарного земледелия, мелиорация земель, агролесомелиоративные мероприятия, сказывающиеся на водных ресурсах косвенно. Определить непосредственным расчётом характер и размеры такого влияния обычно невозможно, т. к. задача отличается большой сложностью и недостаточной изученностью. Поэтому оценку влияния этих видов деятельности делают обычно приближённо по результатам специальных исследований. Анализ гидрологических последствий производственной деятельности показывает, что суммарный эффект состоит в устойчивой тенденции к уменьшению ресурсов местного стока и ухудшению качества вод, что необходимо учитывать при их использовании.

В настоящее время на территории Дрогичинского района гидрологический режим водных объектов определяется не только естественными колебаниями метеорологических элементов, но и антропогенными факторами. При этом роль последних с каждым годом усиливается.

экспертизе» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994), «Водный кодекс» (1998), «О питьевом водоснабжении» (1999) и др. Вторую группу нормативно-законодательных актов составляют постановления и указы верховной законодательной и исполнительной власти. Они принимаются по отдельным вопросам, которые не регламентируются природоохранными законами. К третьей группе относятся международные договоры, конвенции, соглашения и иные акты, участником которых является Беларусь. Четвёртую группу образуют межведомственные и ведомственные методические документы. Это различные инструкции, указания, распоряжения, руководства, рекомендации. Они регламентируют порядок проведения водоохраной деятельности. Пятую группу составляет совокупность экологических государственных и отраслевых стандартов, санитарные правила и нормы, а также строительных норм и правил. Её ключевым звеном являются нормативы ПДК загрязняющих веществ в воде. Они служат основой для определения допустимых нагрузок на водную среду, установления предельных величин сбросов и выбросов.

Перейти на страницу: 1 2

Экологические заметки

Экологическая социология
Экологическая социология прошла сложный и трудный путь своего становления и окончательно сложилась (хотя и продолжает существовать несколько параллельных, но взаимосвязанных концеп ...

Транспортировка отходов I-IV класса опасности
Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Ежегодно в Чувашии образуется более 0,5 млн. т. отходов. Отходы I-IV класса оп ...

Сравнение некоторых показателей качества питьевой воды в г. Южно-Схалинске
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мир ...