Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России

Современный этап развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации характеризуется его дифференциацией, т.е. выделением из единого жилищно-коммунального комплекса отдельных систем, развитие каждой из которых нуждается в самостоятельной правовой регламентации.

В советский период развития государства централизация управления водохозяйственными организациями произошла не сразу. В большинстве городов вопросы водоснабжения, в том числе и правовые, оставались на усмотрение местных органов власти. Дореволюционные правила городских водопроводов сменились правилами пользования водопроводом и канализацией абонентами, которые принимались трестами водоканализации. На республиканском уровне регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению было закреплено ведомственными нормативными актами.

Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 12 февраля 1999 года[16]. Указанные Правила, среди прочего, регулируют договорные отношения организаций водопроводно-канализационого хозяйства с абонентами, использующими воду для производственных и иных не бытовых целей.

Также отметим, что если за годы реформ в энергетике и газовом хозяйстве сформировалось законодательство, регулирующее основы организации рыночных отношений в этих сферах, то о водоснабжении и водоотведении этого сказать нельзя. Такое положение обусловлено во многом тем, что в стране никогда не существует единой федеральной системы водоснабжения. Водопровод и канализация – это, как правило, системы местного, реже регионального масштаба. В то же время их жизнеобеспечивающие значение ничуть не меньше, а возможно и больше, чем значение систем электро-, тепло- и газоснабжения[17].

В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России осуществляется рядом нормативных актов, в том числе Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ[18], Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ[19], Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ[20], Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999), Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах», Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 26.06.2007) «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.06.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003), Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 03.07.2007) «О Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы», Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 20.12.2006) «Об утверждении Положения «О Федеральном Агентстве водных ресурсов», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также на местном уровне – нормативными актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение указанных нормативно-правовых актов федерального значения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экологические заметки

Закономерности самоочищения воды в водных объектах
Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на ко ...

Экологическая безопасность и экологические риски
Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угро ...

Глобальное потепление климата и меры, предпринимаемые международным сообществом (Киотский протокол)
Деятельность человека достигла уже такого уровня развития, при которой ее влияние на природную среду приобретает глобальный характер. Климатическая системы – атмосфера, гидросфера ...