Законодательная база охраны природы

Основными законодательными актами, направленными на обеспечение экологической безопасности, являются: "Закон Украины об охране окружающей природной среды"; принятый 25.06.1991 г., с изменениями и дополнениями от 5.05.1993 г., 6.03 1996 г., 19.11.1997 г., 5.03.1998 г.; "Закон Украины об охране атмосферного воздуха"; принятый 16.10.1992 г., с изменениями от 28.02.1995 г.; "Водный кодекс Украины"; принятый 6.06.1995 г.; "Земельный кодекс Украины"; принятый 18.12.1990 г., с изменениями и дополнениями от 13.03. и 26.12.1992 г., 5.05.1993 г.; "Кодекс Украины о недрах"; принятый 27.07.1994 г.; "Лесной кодекс Украины"; принятый 21.01.1994 г. "Закон Украины об охране окружающей природной среды "является основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращение и ликвидации последствий воздействия хозяйственной и другой деятельности на природную среду.

Закон регламентирует приоритетность требований экологической безопасности во всех видах деятельности, гарантируя тем самым экологические благоприятные условия для жизни и здоровья людей. Это обеспечиваете; упреждающим характером мер по охране окружающей природной среды, экологизацией материального производства на основе научно обоснованного компромисса экологических, экономических и социальных интересов общества, широкого внедрения новейших технологий и комплексного решения вопросов охраны окружающей природной среды.

Закон регламентирует наиболее общие правовые вопросы природопользования. Более конкретно вопросы охраны и использования земельных, водных, лесных ресурсов, недр, атмосферного воздуха, включая вопросы, присущие экологическим проблемам города, регламентированы другими, рассматриваемыми далее, законодательными актами. Закон определяет действия (или бездействия), которые относятся к правонарушениям в области природопользования. Квалификация состава экологических правонарушений и преступлений, порядок привлечения виновных к административной и уголовной ответственности за их совершение регламентированы "Кодексом Украины об административных правонарушениях" и "Уголовным кодексом Украины". Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет городская экологическая прокуратура.

"Закон Украины об охране атмосферного воздуха" из всех природоохранных законодательных актов в наибольшей мере затрагивает правовое регулирование сугубо городских проблем, так как источники воздействия на воздушное пространство расположены преимущественно в пределах границ города.

Законом установлены единые для Украины нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, к которым относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и других видов вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух. Предусматривается возможность установления более жестких экологических нормативов для атмосферного воздуха курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других районов, где предъявляются повышенные требования к качеству воздушной среды.

В целях ограничения влияния на атмосферный воздух предприятий и других объектов для каждого стационарного источника выбросов или вредного воздействия должны устанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в воздушный бассейн и предельно допустимых вредных физических и биологических воздействий. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов.

Для транспортных средств устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздействий (шум, вибрация и др.). Установлены также предельные технологические нормативы образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух, при эксплуатации технологического оборудования, отдельных сооружений и объектов в зависимости от времени их ввода в эксплуатацию, наличия новых научно-технических разработок и экономической целесообразности. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов. Предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на атмосферный воздух, могут осуществлять свою деятельность только на основании разрешений, в которых указываются допустимые объемы выбросов загрязняющих веществ (г/с или т/год) для каждого стационарного источника, а также уровни вредных физических воздействий. Соблюдение установленных нормативов обеспечивается наличием и эффективной эксплуатацией воздухоохранного оборудования. На предприятиях должны быть предусмотрены меры по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций при авариях и в благоприятных метеоусловиях (длительный штиль, туман).

Перейти на страницу: 1 2

Экологические заметки

Человек и биосфера как объекты синергетической философии
Биосферой называется оболочка Земли, населенная и активно преобразуемая живыми существами. В.И. Вернадский определял биосферу, как оболочку, в которой существует или существовала в ...

Управление охраной окружающей среды на муниципальном уровне
Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечени ...

Загрязняющие вещества и их влияние на окружающую среду
Появление в природной среде новых компонентов, вызванное деятельностью человека или какими-либо грандиозными природными явлениями (например, вулканической деятельностью), характери ...