Очистка работающих и регенерация отработанных масел
Такой подход к решению проблемы предполагает использование гибких технологий, позволяющих перерабатывать подобные смеси.
Мировой сбор ОМ составляет около 15 млн. т/год (менее 50% производства свежих), при этом подавляющее количество (70–90%) используется в качестве топлива. До сих пор в большинстве стран отсутствует централизованный сбор и утилизация в государственных масштабах, поэтому статические данные весьма противоречивы.
В Европе перечисленные показатели значительно выше – сбор Ом около 57% (1,6 млн т/год), использование в качестве топлива – 60%.
Утилизацию ОМ в настоящее время осуществляют в основном по трем направлениям:
– вторичная переработка смесей с незначительными примесями синтетических масел и СОТС, с получением базовых компонентов;
– регенерация ОМ раздельно по маркам с получением продуктов соответствующего назначения. В этом случае обеспечивается удаление продуктов старения и загрязнений без разрушения и отделения присадок, недостающее количество которых вводят на заключительной стадии приготовления товарных масел;
– переработка смесей ОМ или очистка отдельных продуктов с целью получения котельного, печного топлива.
Вторичная переработка
В наибольших объемах осуществляется переработка смесей ОМ, собираемых централизованно на промышленных предприятиях. Основной трудностью здесь является организация сбора сырья, в связи с чем публикуемые статистические данные подчас весьма неполны и даже противоречивы. В мире общая доля базовых масел, получаемых вторичной переработкой, очевидно, не превышает 5% потребления свежих, причем ведущая роль здесь принадлежит западноевропейским странам. По оценкам специалистов, при общем потреблении нефтяных масел в Европейском союзе около 5,2 млн. т/год (1990–1995) безвозвратно расходуется или сгорает в процессе эксплуатации порядка 45%. Около 2,8 млн. т/год остается в качестве ОМ, из которых централизованно собирается лишь 50–57%. Таким образом, даже в Западной Европе около 1,2÷1,4 млн. т/год масел могут либо нелегально сжигаться, либо просто сливаться в окружающую среду.
Из 1,6 млн. т собираемых в Западной Европе отработанных масел более 50% используют в качестве топлива или «уничтожают», остальное количество поступает на вторичную переработку. Продукция последней оценивается примерно в 470 тыс. т, т.е. не более 7% общей потребности в маслах. Однако в свете европейских законодательств и при росте спроса на экологобезопасные смазочные материалы эта цифра должна значительно возрасти в ближайшем будущем.
Значительную часть отработанных масел составляют масла моторные, содержащие в основном парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды, присадки, продукты старения и металлы. Среди последних важнейшее место занимает свинец, попадающий в масла в результате использования свинцовых антидетонаторов в топливе. Как следствие ограничения использования тетраалкилсвинца, содержание свинца в отработанных маслах снизилось с 1% в конце 70-х гг. до 0,1% к настоящему времени. Однако содержание свинца в отработанных маслах порядка 1000 млн-1 уже вызывает экологические проблемы.
Экологические заметки
Экологическая безопасность. Глобальные экологические проблемы
Состояние окружающей среды оставляет
желать лучшего, поэтому экологическая безопасность очень важна. Все усилия в
дальнейшем окажутся напрасными, если экологическая безопасность не ...
Экологическая опасность сточных вод пищевой промышленности
С каждым годом все острее встает
проблема взаимоотношений человека с окружающей средой. Развитие промышленности,
стремительное освоение некогда заповедных районов в ряде случаев на ...
Экологическая ситуация в Новокузнецке
Город Новокузнецк расположен на юге
Кемеровской области на территории 29 тыс. га, является крупнейшим промышленным
центром Южного Кузбасса. Город расположен на холмистой равнине, р ...