Становление экологической этики
Если у А. Швейцера в центре внимания находится этический аспект то в работах О. Леопольда доминирует экологический аспект: наш конфликт с природным миром предопределен не только неправильным использованием его ресурсов, но и неумением видеть Землю как часть общности, к которой мы все принадлежим. Он признает, что этика с момента ее возникновения и в последующей эволюции не выходила за пределы регуляции взаимоотношений индивидуума и общества, поэтому этики отношений человека с землей, с животными и растениями, обитающими на ней, пока не существует. О. Леопольд вводит в этику новый термин «экологическая совесть». С экологической точки зрения, эта норма этики представляет собой ограничение свободы действий человека в борьбе за существование, с философской - разграничение общественного и антиобщественного поведения. Соответственно, хороша любая мера, способствующая сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества. Все же. что этому препятствует, дурно. Поэтому, например, опустошение земли не только вредно, но и дурно.
В качестве условия сохранения природного разнообразия О. Леопольд предлагает изменение стиля социоприродных отношений.
Поведение современных людей, утверждает О. Леопольд, может быть этичным только по отношению к чему-то, что мы можем видеть, осязать, понимать, любить, во что мы можем верить. Для этого создаются разные образы природы, которые обычно используются в обучении принципам охраны окружающей среды. Например, таким понятием являлось «равновесие природы», однако оно не позволяло в полной мере описать природный механизм. Поэтому О. Леопольд считает, что более наглядным является понятие «природная пирамида».
Пирамида становится новым символом природного мира, означающим сложное переплетение многих цепей разнообразных экосистем, устойчивость которых свидетельствует о высокоорганизованной структуре, а ее функционирование зависит от совместной деятельности и конкуренции различных ее частей. Поэтому процесс изменения структуры пирамиды в результате вмешательства человека сопровождается его представлениями о том, что животный и растительный мир кажутся неисчерпаемыми запасами энергии. Это бездумное использование биологического капитала и приближает час расплаты.
Заключение
Этические принципы по отношению к Земле расширяют границы общности, включая в это понятие почву, водные ресурсы, растения и животных. В соответствии с этикой Земли не следует: уничтожать виды или способствовать их вымиранию: необдуманно смешивать отечественные и экзотические виды: запруживать или загрязнять реки - но всегда необходимо заботиться о животных.
Идеи и концепции А. Швейцера и О. Леопольда оказались не только фундаментальным основанием зарождающейся экологической этики, но и открытым пространством диалога разных форм знания - экологии, философии, культурологии, этики. Их проекты стали интенсивно обсуждать, развивать, обосновывать и конкретизировать, придавая им статус альтернативных этико-экологических парадигм, направленных на разрешение глобальных экологических проблем современности.
Экологические заметки
Экологическая безопасность систем земледелия
Основная задача сельского
хозяйства состоит в получении высококачественной экологически чистой продукции
растениеводства и животноводства. Изучением экологических основ ведения
се ...
Экологическая безопасность и экологические риски
Человек по своей природе
стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование
максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков.
Угро ...
Факторы среды. Стенобионты юга и севера Сахалина. Эврибионты Сахалина
Организмы – это реальные носители
жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей
среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты об ...