Экологическая этика историко-культурные истоки и формирование

Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и экологический кризис, бережное отношение к природе, уважение к естественной жизни, из лексикона узкого крута специалистов прочно входят в обыденный язык. Объективные основания актуализации проблемы понятны и правомерны, но ее открытый и пафосный характер в немалой степени задан моральными проблемами наших отношений с природой: вправе ли мы вторгаться в нее. когда и как нам вздумается, и должны ли быть границы этому вмешательству; имеем ли мы право использовать ее. подчиняя нашим собственным планам и проектам, манипулировать ею по собственному произволу или же мы должны сами поставить себе границы и строго соблюдать их?

За разнообразными этнко-практическими ответами на эти вопросы и разными моделями поведения скрываются различные теоретические воззрения на природу, разные картины природы, определяющие отношение к ней. С середины 70-х годов XX века возникает явная конфронтация двух основополагающих воззрений на природу.

1.Природа - это органический живой мир, частью которого является и человек, что предполагает обращение с ней как с равным партнером (по аналогии с межличностной коммуникацией). Этический долг человека состоит в том. чтобы вписаться в систему природы и при этом не разрушить ее целостности, а. наоборот, заботиться о ее благополучии и процветании. Наше отношение к природе определяется как симпатия, выражающаяся в понимании, сочувствии, сострадании, сопереживании и т. п.

2.Природа воспринимается через призму естественнонаучного и технического знания— тогда она противостоит человеку как объект

субъекту. который его описывает, анализирует и исследует по частям. При таком понимании природа должна ориентироваться на Я-субъекта. поэтому и этика ориентирована на человека, на закрепление его власти и господства над природой. В результате она включается в наши рациональные проекты без ее «согласия» и воспринимается лишь с позиции ее соответствия нашим интересам. Ключом к пониманию природы становится ее конструирование, а ее значимость для субъекта определяется его требованиями.

Подобная оппозиция в отношении к окружающей среде и актуализировала новую науку - экологию и новую этику - экоэтику.

Причины и мотивы их, на первый взгляд, внезапной актуализации выявляются, но констатация и описание фактов, вызвавших их к жизни, присутствуют в любой- научной и публицистической- литературе: это и вредные для здоровья и жизни последствия научно-технического прогресса, возникновение и умножение так называемых «цивилизационных болезней», крупных катастроф на атомных станциях, в химической промышленности и др. Все эти бедствия вышли за государственные границы и пределы жизни одного покатения. В этот ряд встраиваются научные достижения в сфере генной инженерии, вмешательство науки в хромосомное хозяйство растений, животных и самого человека, создание модифицированных продуктов, клонов, радикальное изменение трудовой деятельности с появлением компьютерной техники и т. п.

В результате происходит разрушение традиционных моральных представлений о природе и статусе человека в ней. характере их взаимоотношений. Это. в свою очередь, требует ретроспективного анализа истоков той парадигмы отношений, которая тысячелетиями определяла поведение человека на базе неписаных моральных заветов, не вызывавших сомнения в их нормативной обязательности.

Историческая реконструкция отношения человека и природы втягивает в орбиту своего исследования разные формы социокультурного опыта народов, механизмы культурных традиций, определявших социоприродное взаимодействие. Обращение к истории и временам более или менее массированных атак человечества на природу показывают, что и ранее высказывались опасения и жалобы, осуждение и критика насилия над природой, практически с той же аргументацией, что и сейчас.

Это касается и вырубки еще в древности средиземноморских лесов, в результате которой уничтожались тенистые дубравы и выветривались почвы; и разработки огромных каменоломен, обеспечивавших мрамором храмы, дворцы, но обезобразивших природу; и развития горной промьппленности. приводившего к изменению русел ручьев и рек и т. п. Вторжение в природную среду осуществляется в любом типе общества - от аграрного до постиндустриального, различия лишь в масштабах и степени осознания последствий разрушения.

Изменение мировоззренческих ориентации предполагает преодоление и привычных пространственных перспектив, ибо новое отношение к природе требует научиться мысленно охватывать признаки изменений, рассеянных в ее безмерном пространстве, уметь смотреть на экосистемы в далекой космической перспективе, близкой по своему историческому значению к той. что когда-то позволила человеку впервые представить себе землю не плоской, а круглой. Поэтому в нашу задачу входит выявление специфики экологических и этических ценностей, определяющих стратегию поведения человека в природе, путем реконструкции культурной традиции и этнокультурного опыта Восточной и Западной цивилизаций.

Volkswagen ID.4 2021 года впечатляет своим передним видом, который подчеркивает динамичность и современные линии автомобиля. Этот кроссовер сочетает агрессивный стиль и высокую функциональность. Чтобы рассмотреть все детали переднего вида, посетите страницу с обзором передней части ID.4.

Вид с передней части автомобиля демонстрирует его мощный и стильный характер, что делает ID.4 идеальным выбором для тех, кто ценит инновации и элегантность в одном автомобиле.

    Экологические заметки

    Влияние мусоросжигательных заводов на окружающую среду
    Такое опасное производство, как мусоросжигательный завод (далее МСЗ), не может, по чисто техническим причинам, быть безотходным. Выбросы МСЗ охватывают все обычные для промпредприя ...

    Адаптация к глобальному потеплению
    В последнее время мировое сообщество выражает все большее беспокойство по поводу прогнозируемого на XXI в. изменения климата Земли. Главное в этом изменении – уже начавшееся повыше ...

    Совершенствование системы управления охраной окружающей среды
    Экологическая экспертиза занимает особое место в механизме действия экологического права России.. Она проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соотве ...